Kaminfȯ.RU / Про всё / Смех сквозь слезы.
Дата 08.07.2017

Смех сквозь слезы.

287

«Вопреки распространенному мнению, кризис более остро проявляется в смехе, а не в плаче», — писал Рене Жирар. Предлагаем вам небольшое исследование на эволюцию политической и социальной карикатуры.

 Рассказать друзьям

На нынешнем "Книжном Арсенале" гостил французский историк прессы и карикатуры, эксперт из французского юмора и сатиры, соавтор книги «Карикатура: а если это серьезно?» И автор «Политика смеха» Лоран Боль. Он прочитал невероятно интересную лекцию об эволюции французской (и не только) карикатуры, влиятельных карикатуристов, поэтому заметки с лекции послужили для более основательного исследования явления карикатуры.

Трудно определить точно, когда была нарисована первая карикатура. Некоторые исследователи называют Леонардо да Винчи и Босх первыми карикатуристами.

Карикатура - это также народное искусство; гротескные рисунки, на которых изображены люди с деформированными лицами популярны среди широких общественных слоев. К примеру, во времена Средневековья массово распространяются сатирические рисунки, которые высмеивают духовенство, рыцарские поединки.

Короли-монстры

Политическая карикатура конца XVI века - причудливая, ужасная, монструозное. Художники-карикатуристы изображают различных чудовищ, гарпий, бесов. Представителей королевской семьи часто портретирует как монстров с головами львов, змеиными хвостами, крыльями дракона и когтями диких птиц, всячески демонизируя их.

"Вы меня узнали слишком поздно", где Винк

Короля Людовика XVI карикатуристы не так демонизировали, как издевались над ним, сравнивая его с домашними животными - индюком, ослом, кабаном. В 1793 году в Париже был популярным памфлет «Описание королевского зверинца», приведем цитату из него: «Это животное длиной в пять футов и пять дюймов. Она ходит, подобно людям на задних лапах. У нее рыжеватая шерстка, тупые глаза, красная морды и большие уши. Это робкая животное, ее крик напоминает поросячий визг. (..) Ей 34-36 лет. Она родилась в Версале и зовут ее Людовик XVI ».

Карикатура на Людовика XVI, автор неизвестен

Карикатура на Людовика XVI, автор неизвестен

В конце XVIII века во Франции популярные эротические карикатуры, героинями которых выступают монахини. К середине 50-х гг. ХХ века карикатуристы часто используют женское тело, объективируя его, чтобы передать тот или иной политический месседж.

Во время Великой французской революции карикатура снова на пике популярности. Немало художников опасаются подписывать свои работы, чтобы потом не попасть под руку властных руководителей, которые постоянно меняются. Таким образом увеличивается количество анонимных карикатур.

Во времена бурных политических изменений карикатура является едва ли не единственным источником информации для бедных людей, которые не умеют читать.

«Пудинг в опасности или эпикурейцев ужинают» (Питт и Наполеон), Джеймс Гилрей 1805

А вот с этой карикатуры британско карикатуриста Джеймса Гилрея (1757 - 1815), изображающая британского премьерминистра Уильяма Питта и Наполеона Банопарта, которые с жадностью в глазах делят мир, начинается эпоха информационной войны, войны изображений.

В XVIII веке в Британии буйным цветом расцветает политическая сатира. Джеймс Гилрей становится одним из самых влиятельных британских карикатуристов. Отшельник и интроверт Гилрей всколыхнул лондонцев своими въедливыми, сатирическими карикатурами. Сам Бонапарт не раз угрожал расправиться с Гилрем, однако эти угрозы только подводят художника на еще более обличительные карикатуры на французского императора. Гилрея арестовали только один раз, но в тюрьму (к счастью) он не попал.

Джеймс Гилрей называет свой карикатурный стиль «caricatura-sublime» - «возвышенная карикатура». Его карикатуры подобные театральных мизансцен, где важна каждая деталь. Есть серия карикатур, где Гилрей насмехается над всевозможных новомодных штучек.

Груша - символ протеста

В 1830-е годы французский королевский трон достается Луи Филиппу, который демонстративно предоставляет больше свободы печати. Прессу делают свободным, но до определенного предела ... Для тех, кто у власти, пресса всегда слишком свободной ...

Почти сразу после провозглашения Луи Филиппа королем Франции французский журналист и карикатурист Филипон основывает оппозиционное издание «Карикатура» ( «Lа Сагiсаturе»), который завоевывает популярность антивластной оппозиции. В это время стремительно распространяется литография, благодаря которой его можно было гораздо быстрее тиражировать, что открывало огромный потенциал для карикатур.

Филипоном приглашает талантливого художника Оноре Домье публиковаться в журнал «Карикатура». Филипоном поддерживает Домье, они сотрудничают много лет. Филипоном придумывает тематику карикатур для Домье, тексты к его изображениям. Домье (под псевдонимом Рожлен) в своих гротескных карикатурах смеется над политиков мошенников, полицейских, тогдашних олигархов.

За карикатуру с Луи-Филиппом в образе Гаргантюа Домье в полгода отправляют в тюрьму, а затем - в психушку.

Через несколько лет, кроме еженедельного журнала «Карикатура», начинает публиковать сатирическое издание «Шаривари» ( «Le Charivari»). Однако, даже несмотря на принятие Луи Филиппом закона "о свободе прессы", действие государственной цензуры усиливается. Оба журнала постоянно привлекают в суд. Только «Шаривари» за первый год вынуждена была выплатить 22 000 франков штрафа.

В 1831 г. главный редактор «Карикатуры» придумывает, как обмануть государственных цензоров, изображая короля Луи Филиппа в виде груши. Груша-король не сходит со страниц журнала «Карикатуры»: груша на троне, груша приветствует парады, груша заменяет статую Наполеона I и т.п.

Однако сарказм «Карикатуры» замечают государственные цензоры, редактора Филипоном вызывают в суд, обвиняя изданию систематическую образа монарха. На заседании суда прокурор спрашивает Филипоном: «Как вы решились изобразить короля в таком виде?» На что Филипоном отвечает: «А где вы видите короля? Это же груша »Зал взрывается смехом.

Осуждение было суровым: газету «Шаривари» обязывают выплатить штраф в 5000 франков и разместить приговор суда на страницах издания. Филипоном подчиняется требованиям суда, однако решение суда форматирует в виде груши.

Приговор суда в полосе "Карикатуры"

Благодаря карикатуристам груша становится символом протеста против монарха. Париж взрывается изображениями груш - груши рисуют на городских стенах, дети начинают разносить груши, студенты выходят на митинги с грушами. Карикатура творит чудеса за 150 лет до появления социальных сетей.

Власти жестоко подавляют демонстрации, запрещает распространение многих газет и журналов ...

В 1835 году во Франции принимают новый, очень строгий закон о печати, согласно которому за оскорбление короля или правительства теперь могут на несколько лет упрятать в тюрьму и привлечь к штрафу в 50 тис.франкив.

После таких кровожадных санкций со стороны власти карикатурист Домье трудится в жанре бытовой сатиры. Известны серии его литографий - «Парижские типы» (1839-40), "Супружеские нравы» (1839-1842), «Люди юстиции» (1845-48) и др.

Домье оставляет солидную творческое наследие - порядка 4000 литографий, больше 900 рисунков для гравюр, более шестидесяти скульптурных работ. В 1873 году Домье почти полностью теряет зрение. Он умирает в абсолютной бедности в ближнем пригороде Парижа 10 февраля 1879.

Карикатуры и антисемитизм

Сила карикатуры может быть и деструктивной, даже фашистской. В самом начале ХХ века появляется множество карикатур на известное дело Дрейфуса, французского офицера, еврея, которого обвиняли в государственной измене и шпионаже. Подобные статьи и карикатуры против Дрейфуса вызывают целую волну антисемитизма. Известный Французский писатель Эмиль Золя выступает в защиту Дрейфуса, а в это же время двое карикатуристов Жан-Луи Форен и Каран дьАш рисуют сатирические карикатуры на Дрейфуса и Золя, который вступился за Дрейфуса ...

Многие антисемитских карикатур появляется до и во время Второй Мировой Войны.

Вместе с этем немало карикатуристов становятся участниками «Сопротивления», публикуются в подпольной немецкой прессе. Рауль Каброль в 1938 году создает карикатуру на вопиющего Гитлера, по которой его преследует гестапо в течении всего периода оккупации.

Продолжение следует...

Kaminfo.ru
 Рассказать друзьям

О проекте Теги

© 2017 Kaminfȯ.RU